Помилуй мя, Боже, помилуй мя!”.

Какая краткая и содержательная молитва! Сколько в ней смысла, сколько глубины и умиления! Этими краткими словами, начиная с первого дня Великого поста, мы многократно испрашиваем у Бога Его неизреченной милости. Мы просим, чтобы Он послал нам милость, покрыл нас ею, помиловал.

Святая Православная Церковь часто повторяет эту краткую молитву, ибо в ней все: наш мир и блаженное состояние, сила и радость, наши успехи, благо земной жизни и радость вечного бытия. Эту краткую молитву мы соединяем с чтением покаянного канона св. Андрея Критского. Канон на примерах Ветхого и Нового Завета показывает нам, как нужно управлять своей волей и своей жизнью, что нужно для того, чтобы удостоиться милости Божией и быть помилованным.

Милость Божия необходима для нас на протяжении всей нашей жизни. Вот рождается человек. Первую встречу с миром он отмечает плачевным криком. Этот плач — признак жизни, этот плач-признание её суровой реальности. Сколько хлопот у матери, пока из маленького беспомощного существа вырастет человек. И у каждодй матери одна забота, одна мечта, одно желание: вырос бы достойный и обязательно счастливый человек. И на кого же возложить свою надежду в этом желании, как не на Того, Кто дает жизнь и дыхание всему миру, Кто промышляет о мире и людях до такой степени, что без Его воли даже волос ни у кого не падает с головы. В этот момент и мать и ребенка должна покрывать милость Божия: “Помилуя мя, Боже, помилуй мя”.

Проходит время, из младенца вырастает отрок, который, развиваясь, начинает воспринимать окружающий мир и все происходящее в нем. В этот момент ребенок подобен белоснежному хрупкому цветку, который нуждается в защите и ограждении, в помощи родителей и в помощи Божией: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”.

Вот человек вступает в период молодости, жизнерадостной, любознательной и дерзающей. Это самое ответственное в жизни время и самое трудное. Происходит становление личности. Властно заявляют о себе страсти. Наступает период очарований и разочарований. В это время человек встречается с правдой и красотой мира, с ложью, пороками и превратностями в мире. В это время особенно нужна милость Божия: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”.

Начинается самостоятельная жизнь: человек завершает учебу, воспитание, приобщается к труду, служит обществу, в чем-то успевает, а в чем-то и нет, опять очарования и разочарования, жизненные испытания и т.д. И здесь необходима милость Божия, которая посылается по личным молитвам, по молитвам родителей, по молитвам святой Церкви: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”.

Жизнь идёт дальше, человек занимает своё место в мире, оставляет, по повелению Божию, своих родителей, прилепляется к другому человеку, заводит свою семью или остается одиноким. Повышается ответственность за себя и за других, появляются новые тревоги, новые заботы и проблемы. И здесь нужна человеку милость Божия. И потому неслучайно Церковь, молясь за всех, от имени всех повторяет: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”.

Кажется, едва достигнув развития и набравшись опыта, не смиряясь с этим, начинаешь чувствовать и замечать упадок сил, медленное увядание. Все проходит в этом мире, все меняется. Как самое начальное время, когда человек только встречается с миром, с его действительностью, так и это время весьма ответственно, ибо наступает период оценки своей жизни, поступков, приходят умиротворение, покойная старость или беспокойство, одиночество, обиды, болезни и т.п. Нужно обладать и мудростью и мужеством, чтобы встретить свою старость. И на этот случай необходима усердная просьба: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”.

С годами наступает новое время для души и для тела, когда нужно думать о смерти, о разлучении с той обстановкой, в которой мы жили, о разлучении души с телом, о вечности… И здесь необходима молитва: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”.

Наконец, независимо от нашего желания и хотения, душа разлучается с телом, тело идет в свое место, душа идет в свое, человек предстает пред вечной правдой, получая возмездие за свои труды, за прожитую жизнь. В это страшное время ничто не поможет, кроме милости Божией. Вот почему так необходима молитва: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”.

Мы говорили больше о трудной стороне жизни, так как трудностей больше выпадает на нашу долю, ибо путь к воскресению и славе лежит через Голгофу и уничижение. Но мы имеем постоянную радость в самом даре жизни, в Боге и Его Божественной милости. Пусть Господь услышит нашу сегодняшнюю молитву: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”, и пусть пошлет всем людям Свои богатые милости, укрепляющие нас и обновляющие, дарующие нам прощение и радость жизни временной и вечной.

 

Житие святого Андрея святителя Критского

Святой Ан­дрей был ро­дом из Да­мас­ка (в Си­рии). Бу­дучи немым до се­ми­лет­не­го воз­рас­та, он по­лу­чил дар сло­ва по­сле при­об­ще­ния Свя­тых Тайн. На­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в Да­мас­ке, по­зна­ко­мив­шись с ло­ги­кой, ри­то­ри­кой и древ­ней фило­со­фи­ей. На 14 го­ду, же­лая слу­жить Бо­гу, он уда­лил­ся для по­движ­ни­че­ской жиз­ни в Иеру­са­лим­скую оби­тель свя­то­го Сав­вы Освя­щен­но­го. Здесь он стал из­ве­стен сво­ей кро­то­стью, умом и стро­гой жиз­нью. Из оби­те­ли свя­то­го Сав­вы он был взят в Иеру­са­лим­скую пат­ри­ар­хию на долж­ность пись­мо­во­ди­те­ля.

В 679 го­ду он пу­те­ше­ство­вал в ка­че­стве ме­сто­блю­сти­те­ля пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла в Кон­стан­ти­но­поль на VI Все­лен­ский Со­бор. Вско­ре по­сле со­бо­ра он был по­свя­щен в диа­ко­ны при ве­ли­кой Со­фий­ской церк­ви и ка­кое-то вре­мя ру­ко­во­дил опе­кой си­рот и пре­ста­ре­лых. При им­пе­ра­то­ре Юс­ти­ни­ане II свя­той Ан­дрей был ру­ко­по­ло­жен в ар­хи­епи­ско­па Крит­ско­го. Скон­чал­ся свя­ти­тель Ан­дрей Крит­ский в 740 го­ду.

Свя­той Ан­дрей из­ве­стен как про­по­вед­ник и цер­ков­ный по­эт. Он со­ста­вил мно­гие вдох­но­вен­ные мо­лит­вы и пес­но­пе­ния и на­пи­сал Ве­ли­кий По­ка­ян­ный ка­нон, чи­та­е­мый в хра­ме Ве­ли­ким по­стом («Ан­дре­ево сто­я­ние»). На­пи­сал он так­же ка­нон на Рож­де­ство Хри­сто­во и дру­гие празд­ни­ки, три­пес­не­цы (ка­но­ны, со­сто­я­щие из трех пес­ней) на по­ве­че­рие Верб­но­го вос­кре­се­ния и на пер­вые дни Страст­ной сед­ми­цы, сти­хи­ры на Сре­те­ние Гос­подне и дру­гие мо­лит­вы.