“Помилуй мя, Боже, помилуй мя!”.
Какая краткая и содержательная молитва! Сколько в ней смысла, сколько глубины и умиления! Этими краткими словами, начиная с первого дня Великого поста, мы многократно испрашиваем у Бога Его неизреченной милости. Мы просим, чтобы Он послал нам милость, покрыл нас ею, помиловал.
Святая Православная Церковь часто повторяет эту краткую молитву, ибо в ней все: наш мир и блаженное состояние, сила и радость, наши успехи, благо земной жизни и радость вечного бытия. Эту краткую молитву мы соединяем с чтением покаянного канона св. Андрея Критского. Канон на примерах Ветхого и Нового Завета показывает нам, как нужно управлять своей волей и своей жизнью, что нужно для того, чтобы удостоиться милости Божией и быть помилованным.
Милость Божия необходима для нас на протяжении всей нашей жизни. Вот рождается человек. Первую встречу с миром он отмечает плачевным криком. Этот плач — признак жизни, этот плач-признание её суровой реальности. Сколько хлопот у матери, пока из маленького беспомощного существа вырастет человек. И у каждодй матери одна забота, одна мечта, одно желание: вырос бы достойный и обязательно счастливый человек. И на кого же возложить свою надежду в этом желании, как не на Того, Кто дает жизнь и дыхание всему миру, Кто промышляет о мире и людях до такой степени, что без Его воли даже волос ни у кого не падает с головы. В этот момент и мать и ребенка должна покрывать милость Божия: “Помилуя мя, Боже, помилуй мя”.
Проходит время, из младенца вырастает отрок, который, развиваясь, начинает воспринимать окружающий мир и все происходящее в нем. В этот момент ребенок подобен белоснежному хрупкому цветку, который нуждается в защите и ограждении, в помощи родителей и в помощи Божией: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”.
Вот человек вступает в период молодости, жизнерадостной, любознательной и дерзающей. Это самое ответственное в жизни время и самое трудное. Происходит становление личности. Властно заявляют о себе страсти. Наступает период очарований и разочарований. В это время человек встречается с правдой и красотой мира, с ложью, пороками и превратностями в мире. В это время особенно нужна милость Божия: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”.
Начинается самостоятельная жизнь: человек завершает учебу, воспитание, приобщается к труду, служит обществу, в чем-то успевает, а в чем-то и нет, опять очарования и разочарования, жизненные испытания и т.д. И здесь необходима милость Божия, которая посылается по личным молитвам, по молитвам родителей, по молитвам святой Церкви: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”.
Жизнь идёт дальше, человек занимает своё место в мире, оставляет, по повелению Божию, своих родителей, прилепляется к другому человеку, заводит свою семью или остается одиноким. Повышается ответственность за себя и за других, появляются новые тревоги, новые заботы и проблемы. И здесь нужна человеку милость Божия. И потому неслучайно Церковь, молясь за всех, от имени всех повторяет: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”.
Кажется, едва достигнув развития и набравшись опыта, не смиряясь с этим, начинаешь чувствовать и замечать упадок сил, медленное увядание. Все проходит в этом мире, все меняется. Как самое начальное время, когда человек только встречается с миром, с его действительностью, так и это время весьма ответственно, ибо наступает период оценки своей жизни, поступков, приходят умиротворение, покойная старость или беспокойство, одиночество, обиды, болезни и т.п. Нужно обладать и мудростью и мужеством, чтобы встретить свою старость. И на этот случай необходима усердная просьба: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”.
С годами наступает новое время для души и для тела, когда нужно думать о смерти, о разлучении с той обстановкой, в которой мы жили, о разлучении души с телом, о вечности… И здесь необходима молитва: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”.
Наконец, независимо от нашего желания и хотения, душа разлучается с телом, тело идет в свое место, душа идет в свое, человек предстает пред вечной правдой, получая возмездие за свои труды, за прожитую жизнь. В это страшное время ничто не поможет, кроме милости Божией. Вот почему так необходима молитва: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”.
Мы говорили больше о трудной стороне жизни, так как трудностей больше выпадает на нашу долю, ибо путь к воскресению и славе лежит через Голгофу и уничижение. Но мы имеем постоянную радость в самом даре жизни, в Боге и Его Божественной милости. Пусть Господь услышит нашу сегодняшнюю молитву: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”, и пусть пошлет всем людям Свои богатые милости, укрепляющие нас и обновляющие, дарующие нам прощение и радость жизни временной и вечной.
Житие святого Андрея святителя Критского
Святой Андрей был родом из Дамаска (в Сирии). Будучи немым до семилетнего возраста, он получил дар слова после приобщения Святых Тайн. Начальное образование он получил в Дамаске, познакомившись с логикой, риторикой и древней философией. На 14 году, желая служить Богу, он удалился для подвижнической жизни в Иерусалимскую обитель святого Саввы Освященного. Здесь он стал известен своей кротостью, умом и строгой жизнью. Из обители святого Саввы он был взят в Иерусалимскую патриархию на должность письмоводителя.
В 679 году он путешествовал в качестве местоблюстителя патриаршего престола в Константинополь на VI Вселенский Собор. Вскоре после собора он был посвящен в диаконы при великой Софийской церкви и какое-то время руководил опекой сирот и престарелых. При императоре Юстиниане II святой Андрей был рукоположен в архиепископа Критского. Скончался святитель Андрей Критский в 740 году.
Святой Андрей известен как проповедник и церковный поэт. Он составил многие вдохновенные молитвы и песнопения и написал Великий Покаянный канон, читаемый в храме Великим постом («Андреево стояние»). Написал он также канон на Рождество Христово и другие праздники, трипеснецы (каноны, состоящие из трех песней) на повечерие Вербного воскресения и на первые дни Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне и другие молитвы.